Радар-детекторы часто так же называются «антирадары», и тут необходимо определится с терминологией. Радар-детектор это прибор, который предупреждает водителя о стационарном или мобильном радаре государственной службы слежения за дорожным движением на его пути, но ни в какой мере не препятствует его функционированию. Такие устройства, т.е. настоящие антирадары тоже существуют, но их использование строго запрещено законодательствами всех стран, и это не просто прихоть. Настоящие антирадары расстраивают работу не только полицейской техники, но и любой другой, использующей радиоволны. Т.е. они «глушат» работу радиостанций такси и скорой помощи, а так же диспетчерских служб железнодорожных вокзалов и аэропортов.
Чтобы понимать, как работает радар-детектор, надо сначала вкратце ознакомиться с принципами функционирования самой радарной техники. Стандартный радар является одновременно передатчиком и приемником радиоволн. Прибор испускает концентрированную электромагнитную волну, а потом «слушает» ее эхо, которое отражаются от попавшихся на пути волны предметов, в данном случае – автомобилей. Если автомобиль движется, то волны отражаются от его поверхности с разной частотой, и эта разница позволяет вычислить скорость движения.
Подобные устройства используются службами контроля за дорожным движением в разных странах уже с 50-х годов прошлого века. Они постоянно усовершенствуются, и в том числе используют разные технологии. Например, лазерные радары – лидары – испускают не электромагнитные волны, а направленные пучки инфракрасного излучения, которые так же отражаются от движущихся автомобилей.
Радары и лидары могут быть как ручными, так и стационарными. Вторые часто устанавливаются на перекрестках или в местах с интенсивным движением и обычно работают автоматически. «Заметив» автомобиль, превысивший скорость, проехавший на красный свет или нарушивший какое-либо другое правило дорожного движения, стационарный радар делает его снимок, в результате чего в конце месяца владелец получает уведомление о штрафе.
Электромагнитные волны радаров и инфракрасное излучение лидаров распространяется гораздо дальше дистанции, на которой они могут определять скорость движущегося автотранспорта. Таким образом, принцип работы радар-детекторов основан на улавливании этих волн или излучения и оповещении водителя о том, что впереди на его пути есть работающий радар. Конечно, это накладывает определенные ограничения на возможности антирадаров. Если стационарные радары обычно обнаружить легко, потому что они обычно функционируют непрерывно, то портативный прибор в руке автоинспектора может быть включен только, когда водитель проезжает мимо, и предупреждение радар-детектора ему уже не поможет. Однако если инспектор проверяет скорость идущих впереди машин, то у вас будет возможность успеть сбросить скорость до приближения к нему.
Многое так же зависит и от самой модели антирадара – какой диапазон частот он может улавливать и на каком расстоянии. Так же необходимы правильные настройки. Например, почти все антирадары позволяют выбирать режимы работы «в городе», «в пригороде», «на шоссе», чтобы обеспечить одновременно и лучшие шансы для обнаружения радаров, и оптимальный расход электроэнергии автомобильного аккумулятора, от которых они обычно питаются.