Учим ребенка кушать самостоятельно

Постарайтесь начать кормить ребенка за общим столом как можно раньше. Ему необходимо наблюдать за тем, как кушают взрослые. У некоторых детей интерес к столовым приборам появляется уже в 6-8-месячном возрасте, хотя они еще и не обладают достаточно координацией движений, чтобы ими пользоваться. Но интереса уже достаточно, чтобы положить ложку с вилкой рядом с детской тарелочкой. Начните с пластиковых приборов и посуды. Ложка из полипропилена не сможет поцарапать десна малыша, а тарелка из этого е материала не разобьется, если ребенок случайно столкнет ее на пол. Конечно, вам все равно надо подготовиться к тому, что таких несчастных случаев будет много, как и к большому количеству размазанной по детской мордашке и одежке еды. Тут уж ничего не поделаешь – учиться без ошибок ни у кого не получается.

К 15-18 месяцам большинство детей уже без особого труда справляются с пищей, которую можно есть руками, и их маленькие пальчики готовы к настоящим столовым приборам. Приобретите специальный детский набор из пластика, керамики или дерева. Насчет последнего учтите, что деревянные приборы и посуду менять придется часто – этот материал, хотя и хорош по большинству своих натуральных свойств, но изделия из него невозможно полностью отмыть, а значит, в щелях и трещинах древесины будут накапливаться и размножаться бактерии и другие вредные организмы. Столовые приборы из серебра или нержавеющей стали ребенку можно дать только к 3 годам, до этого возраста они для него еще слишком твердые.

Приобретите детский набор посуды из керамики или стекла – взрослые не едят за обычным столом из пластиковых тарелок, и вашему ребенку тоже будет необходима уже настоящая посуда. Конечно, все еще есть вероятность, что ваш малыш смахнет тарелку или чашку на пол, но современные производители детской посуды делают ее очень прочной, и даже если она разбивается, то обычно при этом не образуются осколки с острыми краями. Зато веселые рисунки на детских тарелках и чашках лучше всего выглядят именно на стекле или фарфоре, а это немаловажная деталь, которая помогает ребенку кушать с хорошим аппетитом.

Необходимо не просто в один день заменить привычную пластиковую посуду на новую, а преподнести ее ребенку в виде подарка, познакомить его с каждым предметом и рассказать, что теперь он будет кушать новыми замечательными ложкой и вилкой из красивых новых тарелок. Возможно, какое-то время ребенок будет требовать старую посуду, и тут как это обычно с детьми, нужно терпение, чтобы постепенно перейти на новые приборы и тарелки с чашками. Не думайте, что ребенок не понимает ваших объяснений, в этом возрасте дети уже способны к ассоциативному мышлению, но говорить с ним надо много и с большим количеством повторений. В конце концов, вы сможете уговорить его, что новая посуда лучше.

Как и в любом обучении, главным элементом является практика. Большинству детей необходимы небольшие перекусы между завтраком, обедом и ужином. Делайте теперь их все за столом с новыми приборами и тарелками. Сначала вам придется долго контролировать каждое движение маленьких ручек своей рукой, чтобы зачерпнутое ложкой и проткнутое вилкой попадало в рот малыша. Потом помогайте только с первыми движениями, давая ребенку дальше управляться приборами самостоятельно. Выбирайте правильную по консистенции пищу для тренировки мускульной моторики пальцев и рук – для ложек густую кашу или йогурт, для вилок кусочки сыра или хлеба – что-нибудь, что не будет рассыпаться, когда ребенок будет пытаться проткнуть кусочек вилкой. Научится есть вилкой гораздо труднее, чем ложкой, и большинство детей справляются с этим только к двум годам и позже. Но это, конечно, не значит, что вилкой надо пренебрегать – чем чаще ребенок будет ей пользоваться, тем быстрее научится.

Во время каждого приема пищи старайтесь класть на детскую тарелку два вида еды – ту, которую можно есть руками и ту, для которой нужны столовые приборы. С одной стороны это будет побуждать к использованию ложки и вилки, с другой, если ребенок от них устает, у него будет возможность сделать передышку, отложить прибор и взять что-то с тарелки пальцами. При этом строго следите, чтобы руками он ел только предназначенную для этого еду.

К пяти годам большинство детей уже готовы, чтобы обучаться манерам поведения за столом и основным правилам. Уже можно объяснять им, чем отличаются вилки для салата и второго блюда, различные виды тарелок и где они лежат при правильной сервировке, учить резать пищу ножом и остальным премудростям этикета. Большинству детей в этом возрасте для постижения всех этих нехитрых тонкостей хватает меньше полугода, в отличие от некоторых взрослых. Но основа этих знаний закладывается гораздо раньше – именно тогда, когда вы вкладываете в маленькую ручку малыша его первую пластиковую ложку.

05.10.2014, автор Ирина
Расскажите об этой статье друзьям